ISSN 2223-165X

Известия СОИГСИ

 

Контакты

Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ,
пр. Мира, 10
E-mail: izvestia-soigsi@mail.ru 


Старая версия сайта



 

Яндекс.Метрика

DOI: 10.46698/VNC.2023.89.50.007

ЭМЕГЕНЫ КАК ОБЛАДАТЕЛИ ЧУДЕСНЫХ ПРЕДМЕТОВ В НАРТСКОМ ЭПОСЕ И ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ

Ф.Х. Гулиева (Занукоева)
Известия СОИГСИ. 2023. Выпуск 50 (89).
Аннотация:
Статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу нартского эпоса и
волшебных сказок карачаевцев и балкарцев. Предметом изучения явилась трансформа-
ция образа эмегена, впервые прослеженная на примере одной из его ипостасей – облада-
тель / хранитель чудесных предметов. В национальной Нартиаде эмегены представ-
лены двумя условными категориями – хтоническое чудовище и представитель чуж-
дого народа-соседа. Уровень развития материальной культуры у первых значительно
ниже, но и те, и другие выступают обладателями чудесных артефактов. В основном
это оружие, однако упоминается и ряд предметов бытового характера. Отмечается,
что некоторые атрибуты, которыми владеют эмегены первого типа, тесно связаны
с древними представлениями народа-создателя. Более того, великаны сами выступа-
ют в роли чудесных существ, части тела которых обладают сверхъестественными
свойствами. В карачаево-балкарских сказках также встречаются оба типа эмегенов.
Спектр чудесных предметов, которыми обладают, которые хранят или о которых они
ведают, здесь несколько шире, однако способ обретения их нередко отличается: на сме-
ну завладения с помощью силы, посредством хитрости приходит дарение. В некоторых
случаях эмегены второго типа сообщают местоположение и условия добычи необходи-
мого объекта. Объясняется данное явление изменениями в восприятии сказочных эме-
генов: это представитель чуждого народа, но не заклятый враг, а мудрый сосед, друг,
побратим. В заключении делается вывод о том, что в карачаево-балкарских нартских
сказаниях и волшебных сказках отмечается постепенное снижение образа эмегена от
хтонического чудовища до представителя дружественного народа-соседа. Выражается
это как в утрате великанами своих чудесных свойств, так и в том, что в сказочных
текстах волшебные атрибуты, владельцами, хранителями которых те являются или
о которых ведают, в большинстве случаев не связаны с героическим пафосом, мотивом
непримиримой вражды. Меняется и способ обретения чудесного предмета.
Ключевые слова: карачаево-балкарский фольклор, нартский эпос, волшебные и волшебно-героические сказки, эмегены, чудесные предметы.
Загрузить полный текст  
Образец цитирования:: Гулиева (Занукоева) Ф.Х. Эмегены как обладатели чудесных
предметов в нартском эпосе и волшебных сказках карачаевцев и балкарцев // Известия
СОИГСИ. 2023. Вып. 50 (89). С.107-119. DOI 10.46698/VNC.2023.89.50.007
+ Список литературы


← Содержание выпуска
 
 
© 2024 Известия СОИГСИ